Жуки (также жестокрылые) - отряд насекомых, самый многочисленный и распространенный

практически повсеместно .

Анатомия

Для жуков характерны:

  • Жесткие надкрылки
  • Округлое тело
  • Тело защищено со всех сторон
  • Один из членов конечностей спрятан под панцирем
  • Волоски на лапках

Среда обитания

Она крайне разнообразна. Жуки живут везде, где можно жить: в пустыне, на деревьях, в дельтах, в тундре, в полярной пустыне!

Ареал

Ареал жуков всесветен: самые южные живут в Антарктиде, самые северные - в Гренландии.

Питание и образ жизни

Одни жуки - хищники, другие - падальщики, третьи едят кал других животных. Есть всеядные виды и те, которые едят древесину.

Семейства жуков

Жуков существует 300 000 видов. Для сравнения: птиц существует 9000 видов, амфибий - 6700. Но самые интересные семейства жуков мы представим здесь:

  • Жужелицы (лат. Carabidae), включающие в себя около 30 тыс. видов. Длина тела жуков из этого семейства колеблется от 1 мм до 10 см. Тело, окрашенное в темные тона, нередко с радужным
    Жук 4.jpg
    отливом, обычно вытянуто-овальное, хотя встречаются разновидности, напоминающие по форме двояковыпуклую линзу или лист растения. По образу питания виды жуков, входящие в семейство, могут быть как хищниками, так и растительноядными. Одним из представителей этого семейства является жужелица хлебная, или горбатый пеун (лат. Zabrus gibbus, Zabrus tenebrioides), имеющий тело овальной формы. Цвет жука насыщенный черный с металлическим оттенком. Размеры взрослой жужелицы могут достигать 12-18 мм. Хорошо развитые мандибулы дают возможность жужелице в поисках пищи легко справляться с жесткими покровами растений. Стройные ноги насекомого приспособлены для быстрого бега. Большие надкрылья практически полностью защищают брюшко. Этот жук обитает в районах с умеренной температурой воздуха и высокой влажностью, поэтому его можно встретить в Египте, Марокко, Тунисе и других странах Северной Африки, в Италии, Испании, Франции, на европейской территории России, в Великобритании и Швеции. Наибольшие популяции этого вида отмечаются в Молдове и на Украине.
  • Жуки-долгоносики или слоники (лат. Curculionidae), насчитывающие в своих рядах около 60 тыс.
    Жук 5.jpg
    видов жуков. Отличительной чертой представителей этого семейства служит особая форма передней части головы, напоминающая по форме трубку. Размеры взрослых особей в зависимости от мест обитания могут достигать 30-50 мм. Это семейство характеризуется большим разнообразием форм тела, которое может быть практически цилиндрическим, грушевидным, ромбическим, полусферическим или уплощенным. Окраска жуков может быть желтой, бурой или черной, иногда с пятнами более светлого или темного тона. Все жуки, входящие в семейство, питаются растительной пищей. Типичным представителем семейства является долгоносик рисовый (лат. Sitophilus oryzae), имеющий удлиненное, слегка выпуклое тело длиной до 2,5-3,5 мм с тонкой вытянутой головотрубкой. Матовые или слегка блестящие хитиновые покровы жука окрашены в коричневый цвет. Поверхность переднеспинки покрыта довольно крупными ямками. Надкрылья прочерчены частыми тонкими бороздками, между которыми видны мелкие точки, составляющие короткие ряды. Жук рисовый долгоносик обитает практически по всей территории Европы, Азии, Австралии, Северного и Южного Американского континента, а также в Африке.
  • Жуки-хищники (лат. Staphylinidae), включающие в себя почти 48 тыс. видов. Характерной
    Жук 4-0.jpg
    особенностью жуков, входящих в это семейство, является наличие у них коротких надкрылий. Размеры жуков варьируются в пределах 0,5-50 мм, однако длина тела большинства видов не превышает 8 мм. Наружные покровы окрашены в красно-коричневые или буровато-черные тона, часто с пятнами неопределенной формы красного или желтого цвета. Эти жуки живут практически на всех континентах. Хищные насекомые обитают на территории Чешской республики, Канады и Аляски, Японии, Европы, Китая, а также Северной Америки. По способу питания в пределах семейства выделяют не только хищников или падальщиков, но и виды, рацион которых состоит из разлагающихся растительных остатков или цветочной пыльцы, водорослей и сока растений. Одним из ярких представителей семейства можно считать стафилина берегового (синекрыла берегового) (лат. Paederus riparius). Имаго этого вида вырастают до 10 мм в длину. Вытянутое веретенообразное тело взрослого жука желто-оранжевое или красное, кроме синих надкрылий, а также головы и шиловидного окончания брюшка, которые окрашены в черный цвет. Обитает жук практически по всей территории Евразии, Северной и Южной Америки, Северной Африки и Австралии. Предпочитает селиться вблизи водоемов или во влажной травяной подстилке на приусадебных участках, где уничтожает сельскохозяйственных вредителей.
  • Пластинчатоусые (лат. Scarabaeidae), которые включают в себя около 28 тыс. разновидностей
    Жук 5-0.jpg
    жуков. Для многочисленных представителей этого семейства характерны средние размеры, колеблющиеся от 2 до 60 мм, хотя встречаются и более крупные жуки. Тело особей большинства видов овальное, но существуют подсемейства с почти квадратной или цилиндрической формой. Окраска хитиновых покровов темно-зеленая или темно-коричневая, а их поверхность может быть покрыта всевозможными наростами и шипами. Большинство видов семейства питаются навозом или гниющими останками растений. Самым известным представителем семейства пластинчатоусых по праву считается жук скарабей священный (лат. Scarabaeus sacer). Эти жуки имеют гладкое сильновыпуклое округло-овальное тело, окрашенное в черный цвет, длина жука до 25-37 мм. Отличительной чертой скарабея является наличие крупных зубцов на поверхности голени передних ног. Ареал распространения жука захватывает часть стран Северной Африки, Испанию и западную Грузию, Югославию, Болгарию, Кипр, Украину и Сицилию. Питаются особи этого вида жуков не только растительной пищей, но и навозом животных.
  • Листоеды (лат. Chrysomelidae). В состав этого семейства входят более 36 тыс. видов. Форма тела
    Жук 6-0.jpg
    листоедов может быть как овально-уплощенной, так и сильно сферической, а окраска жуков ярко-зеленая, зеленовато-синяя, бронзово-желтая и т. д. Размер взрослого насекомого редко превышает 15 мм. Одним из самых известных представителей этого семейства является листоед зеленый мятный (лат. Chrysolina herbacea). Это довольно маленькое насекомое, с гладким выпуклым телом, которое окрашено в яркий сине-зеленый цвет с явным золотистым отливом. Размеры имаго редко достигают 11 мм. Пища жука – это нежные листики ароматного растения мяты, давшей название виду.
  • Усачи, или дровосеки (лат. Cerambycidae), насчитывающие в своих рядах около 26 тыс. видов.
    Жук 6.jpg
    Отличительной чертой жуков из семейства усачей являются длинные усы, которые могут превышать длину тела насекомого в несколько раз.

Интересные факты

  • Для древних египтян жук скарабей являлся священным животным. Для изготовления печатей или оберегов с его изображениями использовались драгоценные камни и металлы. Заговоренные фигурки этого жука с начертанными на них заклинаниями возлагали на грудь мумий, имитируя таким образом сердце.
  • Первую попытку систематизировать все виды отряда жесткокрылых по системе К. Линнея предпринял в начале XIX столетия русский ученый Яблонский.
  • Одной из крупнейших в мире коллекцией жуков, насчитывающей более 6 млн. экземпляров, считается собрание Зоологического института РАН. У истоков коллекции стоял Петр I, заложивший ее в 1714 году в рамках создания знаменитой Кунсткамеры.
  • Многие виды жуков при приближении опасности имитируют мертвое насекомое.
  • Некоторые жуки приспособились сосуществовать с муравьями, питаясь отходами их жизнедеятельности, предоставляя им взамен выделяемые особыми железами вещества.
  • Хлебный точильщик без вреда для жизни способен поедать лекарственные препараты, в том числе некоторые яды.
  • Генетические изменения, возникающие иногда в процессе развития насекомых, приводят к появлению гинандроморфных жуков, совмещающих в себе черты мужской и женской особи.